Животноводство – отрасль перспективная и ответственная. Почему тормозим с ее развитием?

Актуальная тема от наших читателей

Много лет занимаюсь животноводством в своей усадьбе в селе Ачадаре. С 1987 года держу коров, коз, кур и цесарок. Подумываю о разведении буйволов, так как кормовая база на моем дачном участке, по моим расчетам, может обеспечить питание для стада более 1000 голов. Основой рациона будет питательная, экологически чистая свежая трава. В далекие времена на землях Ачадары буйволов было много, и я очень хочу восстановить это, тем более что буйволы к кормам не требовательны. Дешевый грубый корм, который не годится для коров, буйволы поедают с большой охотой, что значительно удешевляет их содержание, особенно в зимний период. Их можно безопасно выгонять на болотистые и лесные  пастбища, где обычных коров не пасут. Например, по правому берегу Гумисты до самых Каман. Буйволы очень любят прибрежную растительность (камыш, осоку), а также без проблем поедают крапиву, папоротник, золотарник и даже хвою, и тем самым снижают пожароопасную ситуацию в лесных массивах в засушливое время. В болотистой местности, где проблематично разводить обычный крупный рогатый скот, буйволы чувствуют себя очень комфортно.

Поблизости есть водоемы – небольшие озера, не пересыхающие и в самые знойные дни. Там буйволы смогут наслаждаться грязевыми ваннами. Для нормальной жизнедеятельности буйволам необходимо потреблять значительное количество воды. Так, на 100 кг массы тела (в зависимости от сезона) дойные буйволицы потребляют 15 литров воды, которой предостаточно вдоль реки, а река Гумиста считается самой чистой и по сей день. А это немаловажно для получения качественного молока.

Буйволица за одну дойку дает три-пять литров молока. Да, это немного, но молоко при этом втрое жирнее коровьего. В нем нет казеина, поэтому оно легко усваивается ослабленными и больными людьми. Молоко буйволицы не имеет запаха, очень приятно на вкус, в нем больше белка, магния, кальция, цинка, фосфора, оно содержит природные антиоксиданты. Жирность примерно 8 %, а при соблюдении определенных правил откорма, этот показатель легко довести до 10 % и более. Таким образом, молоко буйволицы – идеальное сырье для производства сливочного масла и сыра. Из него готовят сметану, творог, мороженое и знаменитый итальянский сыр моцарелла.

Представьте, что в перспективе при ферме прямо на трассе Сухум – Псоу (такое практикуется в некоторых странах, в том числе и в России) в хачапурной-пиццерии откроется молочный банкомат – автоматическая продажа молока в разлив. Любой желающий без участия рук человека, в стерильных условиях, сможет приобрести необходимое количество буйволиного и козьего молока.

Если рассматривать мясной аспект, то и тут разведение буйволов имеет перспективы. Масса взрослых самцов иногда доходит до тонны. Пищевая ценность мяса буйвола заключается в небольшом содержании жира при высоких показателях белка, что делает продукт питательным и полезным для человека. Его смело можно отнести к диетическим продуктам.

В декабре 2023 года я составил бизнес-план проекта разведения буйволов и коз. Для того, чтобы приспособить животных к местности, надо приобретать именно маленьких буйволят и козлят: на 12 буйволят-самок – один буйволенок-самец, на 12 козлят-самок зааненской или нубийской молочной породы – также один козленок-самец.

Пакет документов по проекту моего фермерского молочного хозяйства был составлен в рамках Президентской программы развития сельского хозяйства Республики Абхазия.

После представления моего проекта Министерству сельского хозяйства комиссия в составе четырех сотрудников осмотрело  мое хозяйство и примыкающую к нему территорию, в том числе три маленьких водоема и … отказала мне в поддержке и финансировании.

Высокий спрос на белково-органические продукты питания у жителей республики и отдыхающих – показатель, своего рода вектор того, что развитию животноводства надо уделить внимание на самом высоком уровне. Еще в 2014 году был озвучен прогноз, что очень скоро мир столкнется с проблемой дефицита продовольствия, элементарной еды. Ведь население планеты растет, и еды на всех может оказаться недостаточно. Мы сейчас убеждаемся, что цены на продукты растут практически ежедневно. Примечательно, что во времена, когда президентом Абхазии был Сергей Васильевич Багапш, была тщательно проработана программа, по которой после 2005 года акценты в развитии нашей республики должны были быть перенесены в сферу сельского хозяйства. И программа начала действовать. Реализованные в ее рамках проекты позволили нам добиться определенных результатов. Солидные инвестиции в сельское хозяйство помогли вывести абхазскую экономику на новый уровень, способствовали ее продвижению в самых неожиданных для многих направлениях: были восстановлены чайные плантации, во многих хозяйствах приступили к выращиванию картофеля высших сортов и т.д.

В Абхазии существуют все предпосылки для интенсивного развития, и это, вне всяких сомнений, чрезвычайно полезно для страны. Однако складывается впечатление, будто кто-то осознано и намеренно тормозит данный процесс. Об этом в свое время открыто заявлял уже, к сожалению, ушедший от нас лидер НПА Якуб Лакоба.

Всем известно, что животноводство – деликатная и требующая высокой компетентности сфера хозяйствования. И в ней можно легко совершить непоправимые ошибки. Может быть, именно поэтому у нас и не хотят рисковать – поскольку профессионалов в этом деле мало.

Что же выходит? Из-за этого мы никак не можем наладить у себя в республике достойное животноводческое хозяйство, которое станет нашим национальным брендом. Масштабы любых усилий определяются временем, мотивами, значимостью цели и вероятностью её достижения.

К сожалению, за тридцать с лишним послевоенных лет у нас создано очень мало животноводческих фермерских хозяйств. Между тем другие государства демонстрируют немалые успехи. К примеру, в настоящее время в Польше, где, как и у нас, сельское хозяйство – одно из ведущих направлений экономики (в нем занято 17,4 % активного населения и на него приходится 4,5% ВВП), сегодня два млн частных хозяйств, которые производят продукцию как для собственного потребления, так и для продажи на экспорт. у поляков главная отрасль животноводства – свиноводство, а у нас с древних времен процветало козо- и буйволоводство. В советский период в восточной Абхазии насчитывалось более 100 тысяч голов буйволов и коз.

Однако разведение мелкого и крупного рогатого скота связано с большим количеством трудностей, тем более в условиях Абхазии, где от моря до горных вершин расположены разные климатические пояса. И поэтому, чтобы скот быстро набирал в весе, необходимо выгонять стада на свободный выпас, вдали от фермы. Такой свободный выпас в нашем климате может продолжаться достаточно долго, однако скот подстерегает множество опасностей, поэтому надзор за его состоянием и местоположением в этот период чрезвычайно важен.

Один из наиболее точных и оперативных способов контроля над стадом – использование беспилотных летательных аппаратов. Оснащенные фото- и видеокамерой они совершают облет возможных мест нахождения животных, что позволяет своевременно обнаружить опасные объекты до того,  как те приблизятся к стаду. Таким образом, надзор за животными с воздуха посредством беспилотных летательных аппаратов дает возможность значительно улучшить сохранность стадов на выпасе. Благодаря этому сельхозпроизводитель может повысить объёмы производимой продукции и увеличить прибыль!

Я был уверен, что моя бизнес-идея, направленная в Минсельхоз, будет внедрена в жизнь по всей восточной и западной Абхазии, в селах Ачандара, Абгархук, Джирхуа, Аацы…

Однако проект по развитию, точнее, восстановлению животноводства в Абхазии, что является чрезвычайно актуальным, в Министерстве сельского хозяйства сочли дорогостоящим и отклонили. Ведь чтобы создать перспективную животноводческую ферму, необходимо выделить весьма существенные инвестиции.

Неужели нам выгоднее завозить молочные продукты и мясо, чем развивать собственную отрасль? Получается, что и в этом вопросе у нас двойные стандарты? То есть, мы говорим насколько для нас важны перспективы сельскохозяйственного сектора и в то же время не приветствуем реальные проекты? Я никак не пойму такого подхода.

 

Лаврентий КВИЦИНИЯ,

абхазский фермер,

майор МВД в отставке,

ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 гг.,

член Политсовета НПА

 



Источник: gazeta-ra.info/