
Первое, что ощущаешь, войдя сюда с холодной зимней улицы, – это тепло и вкусные ароматы пищи. Так обычно пахнет дома, в котором тебя еще ждет мама или бабушка, приготовив твои любимые блюда и не садясь за стол, выглядывая то и дело в ожидании в окошко. Удивительно, но это ощущение дома, в котором тебя любят и всегда ждут, этот неповторимый притягательный и манящий сладкий вкус очага оставляет в душе Государственное учреждение «Дом-интернат для престарелых и инвалидов», общение с его подопечными. Этот Дом действительно стал настоящим домом для одиноких, обездоленных людей, стал спасением для них. Он дарит кров, уют и тепло. Он продлевает жизнь. И так говорят о Доме те, кто сегодня здесь живет, – граждане Абхазии, не имеющие близких кровных родственников.
Только по направлению Министерства
Дом-интернат, функционирующий с 2008 года, рассчитан на 50 человек, столько и нашли здесь свой последний приют. «Многие не понимают, что сюда нельзя попасть просто с улицы, – говорит директор учреждения Анна Константиновна Кварчия. – Я сама никого не имею права взять сюда. Необходимо направление Министерства социального обеспечения и демографической политики. А люди видят какого-нибудь беспризорного в городе, привозят его сюда и требуют принять, настойчиво стучат в двери и окна. Получив отказ, возмущаются, затем просят, мол, хотя бы в душ ему можно?! Но это не ночлежка, не приют, это Дом-интернат. Мы не можем рисковать здоровьем своих подопечных. Они у нас все прошли медицинское обследование. А у бездомного может быть любое, в том числе инфекционное заболевание. Тем более уже был случай, когда наша сотрудница – повар заразилась туберкулезом. Кроме того, попасть сюда имеют право люди разных национальностей, но только граждане Абхазии».
Директор подчеркнула, что в Доме-интернате не могут принять людей с психическими отклонениями, умственно отсталых и с другими патологиями, ибо он не приспособлен для такого рода подопечных. Для них должно быть специализированное учреждение.
«Да, у нас есть тяжелобольные, за которыми осуществляется индивидуальный уход, – сказала Анна Кварчия. – Но это те, кто много лет жил здесь, и с возрастом приобрел какие-то заболевания, а потом слег».
Чистота и порядок
В каждом из двух имеющихся здесь отделений врачи-терапевты, медсестры следят за здоровьем подопечных, а санитарки, уборщицы поддерживают чистоту. В прачечной стирают белье и гладят.
На первом этаже располагается столовая, а на втором – буфетная, ведь не каждый может без труда спуститься вниз по лестнице, некоторые передвигаются на ходунках.
Важно, что в Доме нет так называемого запаха старости. Здесь чистота и порядок. Подопечные бодрые, без печати уныния на лице. Те, кто собрался в комнате отдыха у телевизора, встретили директора и меня с любопытством, рассказывали с удовольствием и без стеснения о себе, о любимых блюдах из повседневного и праздничного меню (котлеты, борщ, красная рыба – семга, пироги, сладости), о том, что некоторых из них Анна Константиновна водила на спектакли в Государственный русский театр драмы, и они ждут, когда же это случится опять.
«Здесь живем
как дома»
Самому старшему жильцу Дома-интерната – 95 лет. Это Иван Верещун. Несмотря на почтенный возраст, он активный человек.
Проживающие в Доме-интернате имеют право выходить в город, на рынок, летом на море, но должны возвращаться до указанного времени, соблюдать режим. В теплую погоду на скамейках возле дома жильцы играют в домино. Они читают книги, благо, здесь в библиотеках на двух этажах много интересной и разнообразной литературы, разгадывают кроссворды. Некоторые ухаживают за цветником, разводят небольшой огород, сажают тыкву, помидоры, огурцы. Таких любителей мало, но они есть. И одна из них – бывший педагог (преподавала в сухумских школах математику и физику) Вера Молдованова. Ей 73 года. Она и в комнате разводит в цветочных горшках на подоконнике фиалки, любит вязать носки, жилеты, которые у нее с удовольствием покупают. А иногда в буфетной печет пироги, чтобы побаловать себя и подружек.
Сдружились не разлей вода Вера Дарсалия (86 лет) и Валентина Малечкина (75 лет). Причем Вера Дарсалия, попав сюда по причине потери зрения (есть сестры, но и они в преклонном возрасте, сами нуждаются в уходе), просила поселить ее вместе с абхазкой, чтобы адаптация прошла легче и быстрее. Однако тогда такой возможности не было, а когда появилась – женщины не захотели расставаться. «Валентина такая, – с теплой улыбкой рассказывала Вера Дарсалия, – младше меня, а все взяла в свои руки, помогает, поддерживает». И без слов понятно, что новая добрая подружка взяла над ней опеку. «Трудно было сразу, – признается Вера Дарсалия. – Я переживала, плакала, прежде чем принять решение обратиться сюда. А теперь увидела, что мы здесь живем как дома и обрела душевный покой, очень довольна. С такой добротой меня все приняли. Анна Константиновна самая близкая для нас, сотрудники вежливые, тактичные. Постепенно становятся родными. Знаете, как они к нам обращаются?! Мои сладкие, мои девочки. И так ко всем, не выбирают, кто хороший, а кто плохой. Это приятно».
Любви все возрасты
покорны
Здесь течет своя жизнь, происходят свои истории. Помнится свадьба, которая в свое время удивила и порадовала многих. Тех, кто тогда нашел друг друга в стенах этого Дома, уже нет, но… Одна из подопечных – самая молодая, ей 44 года, инвалид с детства, дружит с мужчиной, которому за 70 лет. Не называю имена, чтобы не смущать их. Они подолгу общаются. Он оберегает ее, явно испытывая к ней симпатию. Не отходит от нее, когда она в комнате отдыха и пресекает все попытки других мужчин поговорить с ней, заявляя: «Это моя женщина». Так что прав был великий поэт: «Любви все возрасты покорны».
Нелегкий труд
милосердия
Конечно, не все так просто, ведь работать со стариками и инвалидами – это нелегкий труд. У каждого свои особенности характера, своя боль, которую подопечные иной раз могут сорвать на тех, кто ухаживает за ними, а им приходится, усилием воли подавляя обиду и слезы, терпеть, улыбаться и по-прежнему проявлять заботу. Это и есть милосердие.
Будет корпус повышенной комфортности
Отрадно, что Дом-интернат расширяется. «В следующем году, – сказала Анна Кварчия, – будет открыт второй корпус повышенной комфортности на 30 человек. Он для тех, кто в состоянии себя обслуживать. В каждой палате предусмотрены душевая, кондиционер, санузел. Проведен ремонт, но нужен еще мелкий косметический.
В ближайшее время должны получить мебель, кухонное оборудование. Помощь оказывает Министерство соцобеспечения и демографической политики».
Второй шанс
на нормальную жизнь
Увы! Старость, немощь, одиночество подкрадываются незаметно, и никто не знает, что ожидает его впереди, кем бы ни работал и какое бы образование ни получил. Вот и в абхазском Доме-интернате оказались люди с трудовым стажем в 30-40 лет в разной сфере деятельности, в том числе четыре педагога и одна журналистка из Гагры. Да, тяжело встречать свою старость не в кругу семьи, родных людей, детей и внуков, и, думается, никто не желал бы такой участи для себя, но это лучше, чем медленно угасать в одиночестве, не в силах самостоятельно обслужить себя. И хорошо, что у людей в тяжелой ситуации есть выход. Дом-интернат дает второй шанс на нормальную жизнь, возможность повседневного живого общения. Сюда нередко приходят волонтеры, родные и приятели подопечных, к педагогам – их бывшие ученики. К лежачим пускают в отделение, остальные встречаются и общаются в комнате для посетителей. Жильцов Дома-интерната поздравляют со всеми праздниками – 8 Марта, День пожилого человека и другими, устраивают для них концерты, дарят подарочные наборы со сладостями – конфетами, печеньем, шоколадом. Частыми его гостями стали учащиеся сухумских школ – № 3, 8, 10, 15, 20, и не только. Дети читают стихи, поют песни, показывают сценки, преподносят подопечным Дома-интерната сладкие подарки. И в этом году ребятишек ждут на Новый год. В этот яркий, притягательный, волшебный праздник устанавливают и наряжают елки на первом и втором этажах, что создает здесь особую радостную атмосферу. Жизнь продолжается несмотря ни на что, и пусть в ней будет как можно больше приятных сюрпризов. Они нужны всем. Да, всем, и особенно, когда человек не в здравии и на склоне лет.
