
Добрый день, здоровья и мира вам, дорогие и уважаемые журналисты моей любимой газеты «Республика Абхазия».
За то время, что вы меня приютили и даже называете коллегой, думаю, успели узнать, что я неправдами не занимаюсь. Хочу с благодарностью добавить, что мне очень помогает то, что всегда держу при себе и ваши журналистские советы. Вы говорили: «В своих материалах, уважаемый Хакибей, старайтесь всегда рассказывать самое главное». Вот сейчас так и сделаю.
Мое сегодняшнее главное и моя сегодняшняя правда не только заставляют душу и сердце болеть, переживать, но и думать, а есть ли какой-нибудь выход из того, что меня так расстроило, или он не для нас?
Было это минувшей весной. Вся в слезах приехала к нам из города близкая подруга и дальняя родственница моей Мактины. Мы перепугались. Мактина выгнала меня из кухни, и они там закрылись. Я, конечно, волновался, не знал, что делать и потому прислушивался. Из кухни доносились и голоса, и слезы, и разные причитания. Потом дверь открыли и сказали, что мое мнение тоже хотят услышать. А дело вот в чем. Внучка нашей гостьи оканчивает среднюю школу. Но вместо радости бабушка вся в переживаниях и слезах. Довело ее до этого многое. И то, что учеба не на первом плане – и девочки, и мальчики больше думают о том, в каких нарядах они пойдут на выпускной бал, какой сделают макияж, а не о том, как успешно сдать экзамены на аттестат зрелости; и то, что внучка уже выбрала себе платье, которое стоит 290 тысяч рублей, которых в семье нет, да и по фасону оно никак не подходит к школьному балу вообще, а в Абхазии – тем более. Мы долго успокаивали нашу дорогую гостью-бабушку, убеждали, что сегодняшняя молодежь – это совсем не мы в молодости; наскребли недостающую сумму денег на платье (признаюсь, мы с Мактиной не просто не одобрили такую цену платья, мы не смогли и представить ее, но помочь близкому человеку – дело святое). Приехавший совершенно неожиданно внук и услышавший наши переживания, сказал, что ничего нового от нас не узнал, что многие семьи озабочены тем же, что цена платья внучки не должна особенно удивлять, так как есть и за полмиллиона и больше, есть наряды с вырезом, как для пляжа, есть с черными перчатками до плеча, как для великосветского приема. Как раз то, что нужно школьнице-выпускнице!?
Нашу гостью, так и не пришедшую в спокойное состояние, внук повез в город. Да и мы с Мактиной – представители старшего поколения, хорошо знающие свои родные абхазские традиции, правила семейного уклада, от всего услышанного долго приходили в себя. На меня наплывом пришло воспоминание об окончании школы, о выпускном вечере, хотя все это уже покрыто десятками моих минувших годов. Мы тогда тоже думали о многом, но во главе стояли: успешная сдача выпускных экзаменов, разговоры о будущих профессиях и работах, о дружбе с девочками. Наши девочки. Лица юные, красивые, совершенно ничем не накрашенные, искренние, у многих длинные косы, все в белых платьицах. Многое изменилось сегодня. Время виновато или мы – люди?
Общение с нашей гостьей-бабушкой поселилось в моей памяти. Поэтому за выпускными экзаменами в школах я проследил придирчиво: расспрашивал о торжествах у друзей и знакомых, просил пересылать мне на телефон видеоматериалы, смотрел телепередачи. Очень уверенно говорю: многое из того, что сказал тогда мой внук, к большому сожалению, подтвердилось. Узнал и о том, что во многих семьях, где нет возможности быть «как другие с большими «размахами», разразились целые истерики, скандалы, обиды. Позволю себе как отец, дед и прадед сказать, что когда юный гражданин вступает во взрослую жизнь, то неожиданные удары судьбы могут оказать очень плохое влияние на становление его характера, на понимание им в будущем разных жизненных ситуаций, может привести и к печальным результатам.
А теперь, мои уважаемые журналисты, а если сочтете, что это можно опубликовать, то тогда и уважаемые читатели, вы, конечно, поняли: то, как сегодня в наших школах проводятся выпускные вечера, как страдают многие родители, меня очень расстроило – и как гражданина, и как абхазца. Но я это настроение задвинул поглубже – возможно что-то изменить, когда организаторами и участниками является так много людей? Но тут получилось так, что в первые дни сентября на российском телеканале я увидел передачу, которая меня просто приклеила к телевизору. Показывали, как первоклашки строем идут вместе с учительницей в класс. Первой идет девочка с большим букетом цветов, а другие дети без цветов. Тут же были сказаны слова о том, что «первый раз в первый класс» – это день и очень волнительный для всей семьи, и требующий серьезных материальных затрат – собрать в школу ребенка непросто. И сразу же было озвучено предложение о том, чтобы родители покупали один букет учительнице от всего класса. Это и семье экономия, так как 1 сентября цена на цветы взлетает очень высоко, и учительнице не надо переживать, что сделать, чтобы не пропали, например, 40 букетов.
Душа моя порадовалась, услышав такое заботливое предложение. И подумалось: может быть и в Абхазии не помешает взять этот пример за основу, распространить его по школам и соответствующим руководящим учреждениям и тем самым позаботиться о материальных затратах и родителей первоклассников, и родителей выпускников. Не пройдет такой подход незамеченным и самими выпускниками, для которых первые взрослые шаги без лишних семейных хлопот и огорчений станут значить очень многое в их наступающей большой жизни.
Ваш давний автор
Хакибей
От редакции: тема, поднятая нашим давним и уважаемым автором Хакибеем, и актуальна, и остра. Не исключено, что данный материал будет переслан в Министерство просвещения для ознакомления с мнением читателя – гражданина Абхазии.
