
Абхазия считается рекордсменом в мире спелеологии. Именно здесь находятся уникальные пещеры: самая глубокая в мире и самая красивая на Кавказе.
Практически все пещеры Страны Души – карстовые, образованные в результате вымывания водой горных пород. Снежная пещера, расположенная на территории Бзыбского хребта, очень популярна у туристов благодаря своей красоте и гигантским размерам (глубина – 1370 м, протяженность – 19 км). В селе Отап у подошвы Панаюского хребта находится пещера Абрскила – абхазского Прометея, которого Бог приковал вместе с крылатым конем Арашем. Общая протяженность пещеры – более 2 км, туристический маршрут – около 800 м. Это самая красивая пещера на Кавказе.
Любители менее экстремального подземного «отдыха» предпочитают Новоафонскую пещеру, оборудованную для экскурсий. Здесь есть и уникальный по акустике пещерный зал, и настоящий каньон, и грот с причудливым камнем в виде оленя.
…По туннелю, проведенному к пещере, отправился уникальный электропоезд «Турист», медленно погружаясь в темноту. Подземный холод окутывает нас, становится легко дышать. Мы выходим из поезда, проходим несколько метров, за нами закрывается стальная дверь, и через узкий висячий мост мы сразу попадаем в первый полутемный зал пещеры. Удивительное, сказочное место! Как же Бог все это сотворил и сделал так, чтобы ничего не рушилось, ничего не падало?! Окаменевшие стены окружают нас. Среди этих огромных глыб я чувствую себя очень маленьким, беспомощным человеком, даже какой-то страх одолел меня.
Не верится, что все это чудо – творение природы. Туристы любуются подземной красотой, многие фотографируют, снимают на видеокамеры.
Новоафонская пещера – колоссальная карстовая полость. На многие сотни метров протянулись огромные залы. По своим размерам соперничает с самыми именитыми подземельями мира, в том числе с такими гигантами, как Шкоцянская пещера в Словении и Карлсбадская в США.
…Издавна внимание местных жителей привлекал большой провал на склоне Иверской горы. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название Бездонной ямы. Долго не находилось никого, кто рискнул бы спуститься в ее черную пасть. Первую попытку предпринял житель Нового Афона художник Гиви Смыр.
Среди афонцев Гиви Смыр всегда пользовался большим авторитетом. Для молодого поколения того периода Гиви Шамилович Смыр был мифом. Для молодежи, которая шла за ним, все его поступки казались идеальными. Он был большим художником, талантливым скульптором. Не навязывая никаких идей, он мог увлечь других своей деятельностью.
Гиви Смыр родился 9 мая 1945 года в семье, где дорожили традициями абхазского народа, где высоко несли ценности Апсуара. Его отец Шамиль и дядя Дмитрий были большими патриотами, оба боролись за защиту национальных интересов.
Шамиль Мыкукович Смыр был директором Афонского лесхоза в 1930-е годы. Это хозяйство в Афоне имело стратегическое значение. Афонский лесхоз снабжал Советскую армию. Мать Гиви – Тамара Хагба была родом из Ачандары. В семье росли два сына – Гиви и Леонид.
Гиви Смыр с самого детства старался быть свободным, независимым, любил горы, пещеры, леса. Он уходил один из дома, бывало, что пропадал неделями. Гиви тянуло к горам. Это была его стихия. Он с самого детства рисовал их, общался с ними, получал от разломов гор удивительную энергетику. Преодолев одну высоту, он тянулся к следующей. «Выше гор могут быть только горы», – очень часто эти слова повторял Гиви Смыр. Так же его тянуло к пещерам. Окружающие знали его как непослушного мальчика, который любит одиночество. В школе Гиви не слушался педагогов, мог уйти с уроков, чтобы уединиться с природой. Он всегда искал вокруг школы минералы. Его исключали из школы, по просьбам родителей снова восстанавливали.
Отец Гиви был мягким человеком. Ему тоже не всегда нравилось поведение сына, но он старался понимать его. Дядя Гиви, Дмитрий, был строже и больше всех ругал и наказывал подростка. Мать тоже переживала из-за неординарного поведения сына. Сам Гиви не хотел быть отстранённым от общества, но он не мог ничего с собой поделать, ему казалось, что природа его больше понимает.
Гиви с детства искал гроты, пещеры… И вот в газетах стали писать о том, что юный Гиви Смыр нашел пещеру. Приехала экспедиция в составе около двадцати человек, в числе которых находились профессионалы-спелеологи. Конечно, к работе сразу привлекли Гиви. Первой спускалась штурмовая группа, в состав которой входили четверо: шестнадцатилетний Гиви Смыр, Зураб Тинтилозов, Борис Гергедава, Арсен Окродженашвили. Наверху им помогали страховые группы. Гиви был проводником.
– Ощущение было фантастическое, – рассказывал Гиви Смыр в беседе со мной еще в 2017 году. – Пропасть, оказалась глубиной в 215 метров. Любопытство брало верх над страхом…
Так была открыта знаменитая Новоафонская пещера…
«Гиви Смыр – художник от Бога, – говорили многие. – Его создала природа для того, чтобы искренне служить природе и разгадывать ее тайны. Он слышал и чувствовал сердцебиение природы».
Гиви Смыр начал работать над деревом, камнем, скульптурой в возрасте двадцати лет. Он любил работу с камнем, потому что с ним работать труднее. Камень немного сковывает духовное состояние, держит в напряжении, но также и успокаивает. Прометеевской теме в основном посвящены скульптуры Гиви Смыр. Он пытался ответить на вопрос: «Почему для человека предначертаны вечные муки? Откуда они идут?» Эти размышления его больше всего волновали. Художник переживал, что символы Прометеевской темы вдруг исчезнут из нашей жизни. Говоря иными словами, Гиви желал видеть в нашем современном обществе образы наших предков – чистых, порядочных, бескомпромиссных.
С назначением Гиви Смыр директором комплекса Новоафонской пещеры у него появилось больше возможностей творить, воссоздавать беспокоящие его символы. Он создал панно, архитектурный комплекс с Нартским эпосом, а также помогал в реставрации Анакопийской крепости, ущелья реки Псырцхи, водопадного комплекса и т.д.
Гиви Смыр с юных лет был символом прогрессивной молодежи, вокруг него объединялась абхазская передовая, творческая интеллигенция. Многие жители Абхазии считали его своим близким другом, и я в том числе. Его богатый, своеобразный, неординарный духовный мир притягивал людей, как магнит. Он направлял их, давал им духовную пищу, идею, патриотический настрой. Многие представители абхазской интеллигенции считали Гиви Смыр своим учителем, наставником. Он заставлял их задуматься о природе вещей, сущности человека. Молодежь из разных уголков Абхазии часто приезжала к нему домой, и он часами мог рассказывать, как рождалась у него та или иная работа.
Нужно отметить, что Гиви Смыр всегда был в центре национально-освободительной борьбы абхазского народа. А национальная борьба была пронизана духовностью. Борцов за национальную идею двигали чувство патриотизма, забота о своем народе, его самосохранении. Многие вспоминают, что Гиви Смыр мог подсказать по какому пути идти для достижения той или иной цели. А каким путем идти, ему подсказывал Всевышний. Бывало, Гиви Смыр разговаривал со Всевышним во сне, бывало, он общался с ним наяву. Многие помнят, как Гиви в предгорьях Нового Афона, у Анакопийской стены, увидел в раскрытом небе поднявшийся абхазский флаг. Гиви стал звать людей, чтобы они тоже увидели его. Но стоявшие в отдалении от него не могли ничего увидеть. Только те, кто подходил к нему, видели этот флаг. И вот тогда Гиви сказал своим друзьям, единомышленникам, что война неизбежна, но победа будет за нами, наш флаг поднялся ко Всевышнему, он бережет нас. Он был проводником ко Всевышнему. Об этом с восторгом не раз говорил Борис Заабетович Аргун.
Во время Отечественной войны народа Абхазии (1992–1993 гг.) Гиви Смыр был командиром четвертого батальона второй бригады Гумистинского фронта. Кто мог представить, что человек искусства, художник, один из мирных людей, вдруг – боевой, отчаянный, храбрый командир. В батальоне, руководимом Гиви Смыр, воевали представители разных городов и сёл Абхазии.
Во время войны и после я неоднократно снимала Гиви Смыр и его батальон на видеокамеру, создала документальный фильм. После войны я с ним поднималась на высокую гору Ахбюк, и он с болью в душе рассказывал об обстоятельствах при ее освобождении, когда был сбит наш вертолёт… Но уйдем от военной тематики к его любимому городу Новый Афон.
Гиви Смыр еще в молодые годы устроил голодовку. В советское время этот поступок вызвал скандал. А его требование состояло в том, чтобы прекратили выработку щебня под Анакопийской крепостью для ремонта дорог в Абхазии, в результате чего начался обвал. На требования Гиви прекратить работы никто не обратил внимания. И тогда он вынужден был пойти на крайнюю меру. Он сел на вершину Анакопийской горы и решил ни есть, ни пить и медленно умирать. Работники культуры Абхазии поддержали Гиви. В то время первым секретарем Абхазского обкома компартии был Борис Адлейба, а первым секретарем Гудаутского райкома партии – Константин Озган. Они обратились к руководству Грузии с просьбой сохранить и укрепить Анакопийскую крепость. Руководство Грузии вынуждено было отреагировать на эти требования. На третий день голодовки, к шести часам утра, к подножию Анакопийской крепости приехали «КамАЗы» со строительными материалами, и рабочие начали возводить стены для предотвращения дальнейших трещин крепости.
После войны Гиви Смыр смог привлечь к сохранению национальных памятников культуры местную афонскую молодежь. Он приобщил к этой святой деятельности Алхаса Аргун, Ахру Пачулиа, почувствовав, что они справятся с этим важным делом. Если бы не Алхас и его друзья, с энтузиазмом начавшие работу, реставрация крепости могла бы затянуться. Сначала собралось много молодых, но через некоторое время, как это обычно бывает, начали отсеиваться слабые. Путь к святыням открыт не для всех людей.
За пределами комплекса находится нижняя часть крепости. Гиви и его единомышленники сумели там сделать две стоянки. Построили дорогу длиной до двухсот метров, привели в порядок некоторые территории. А затем началась реставрация цитадели. Основной идеей было восстановление главной башни для создания здесь туристического объекта, чтобы проводить экскурсии, знакомить туристов с историей края. Все это впоследствии будет помогать общей цели – реставрации всего комплекса. Гиви Смыр, будучи директором Новоафонской пещеры, убедил руководство города и работников пещеры в необходимости передачи части доходов от пещеры в Фонд сохранения и реставрации новоафонских памятников культуры.
Гиви Смыр как-то увидел во сне очень красивый пейзаж в историческом ущелье реки Псырцха. В то время ущелье было заброшенным, болотистым. Он увидел, как можно превратить это ущелье в парк, посадить деревья, где можно провести тропу, где можно построить мостик… Долгое время этот сон Гиви держал в голове. Но потом начал претворять его в жизнь – вместе с единомышленниками-афонцами стали осушать болото, сажать красные деревья, самшит… Все эти деревья чудесно принялись. Это место превратилось в прекрасный парк.
Я считаю, что Бог дал жизнь Гиви Смыр в Афоне для того, чтобы он сохранил все святые места, вдохнул новую жизнь в исторические памятники Афона, увековечил культурные памятники и здесь же воссоздал образы святых символов. Со своим предназначением в этой жизни он достойно справился.
… Я помню, как в 1961 году прошел слух по всей Абхазии об обнаруженной в Новом Афоне пещере. Но для посещения туристами ее нужно было благоустроить. Для этого понадобилось еще 14 лет. В 1975 году пещера стала принимать посетителей, среди них первыми были и мы, студенты Сухумского педагогического института. Я тогда училась на первом курсе. Никогда не забуду свое первое посещение пещеры. Это было для нас, студентов, сенсацией.
…Сегодня пещерный комплекс содержит 11 залов, из них 6 — экскурсионные. В летнее время пещеру посещают около четырех тысяч человек в день.
Примерный возраст пещеры – около двух миллионов лет.
Екатерина Бебиа,
журналист
Фото Владимира Попова и автора
(Публикуется с сокращениями)
