Вице-президент Беслан Бигвава, Премьер-министр Владимир Делба, Первый заместитель Руководителя АП, представитель Президента в НС Дмитрий Шамба, вице-премьер Вараздат Миносян, министр по налогам и сборам Эдгар Бения, министр соцобеспечения и демографической политики Руслан Аджба приняли участие в заседании Комитета по обороне и национальной безопасности, на котором был рассмотрен законопроект «О едином социальном налоге».
Представители исполнительной власти разъяснили депутатам парламента, руководству Фонда инвалидов Отечественной войны народа Абхазии, ветеранам ОВНА, принимавшим участие в заседании комитета, позицию власти относительно проекта закона, сообщает сайт президента Абхазии.
Было отмечено, что ни в коем случае речь не идет о ликвидации какого-либо внебюджетного фонда или объединении с другим фондом. Наоборот, по мнению представителей исполнительной власти, предполагаемые изменения приведут к повышению собираемости взносов и улучшению их администрирования.
Да, его содержание и ключевые положения, безусловно, можно и нужно обсуждать. Но сам факт, что эта инициатива поднимается уже не первый год, говорит о её значимости. На разных этапах мы видели предложения, обсуждения, внесение корректировок. Сегодня этот проект, наконец, дошёл до стадии парламентского рассмотрения.
Суть закона заключается в консолидации, укрупнении и централизации. Его цель — повысить дисциплину, уровень собираемости и прозрачность в части уплаты отдельных видов государственных доходов.
На практике мы видим, что многие платежи бизнеса не сопровождаются должным администрированием. В текущей модели налоговые органы — Министерство по налогам и сборам — администрируют не все платежи. Особенно это касается страховых взносов. Сегодня только Пенсионный фонд имеет механизм инкассового взыскания задолженности. Остальные фонды такой возможности лишены, что, по сути, несправедливо по отношению к другим налогоплательщикам.
Введение единого социального налога позволит объединить разрозненные взносы в один совокупный платёж. Это не только упрощает процедуру для бизнеса, но и создаёт более прозрачную систему: один платёж — одно назначение, единый государственный счёт, после чего средства распределяются по целевым назначениям.
Что касается опасений по поводу управления поступающими средствами: считаю, что если функции по мобилизации доходов будут переданы налоговым органам, уровень собираемости только вырастет. А значит, и возможностей для эффективного и целевого использования средств станет больше.
Проект закона предусматривает создание целевого бюджетного социального фонда. Это ещё один шаг к системности и ответственности в сфере социальных обязательств государства».
Вице-президент Абхазии Беслан Бигвава: «Важно учесть все риски и услышать мнение каждого. Наша цель — не просто наблюдать, а оказать реальную помощь. Мы стремимся всесторонне рассмотреть все «за» и «против», чтобы принять единственно верное решение. В случае принятия закона мы рассчитываем не только на повышение эффективности, но и на укрепление статуса отдельных фондов, в частности Фонда инвалидов. Искренне надеюсь, что этот шаг приведёт к позитивным изменениям и ни в коем случае не станет шагом назад. Очень важно услышать мнение всех заинтересованных сторон. Да, возможно, мы не добьёмся стопроцентного исполнения всех поставленных задач сразу. Но мы обязаны учесть все возможные риски, которые могут возникнуть как в случае принятия, так и в случае отклонения этого законопроекта. Мы уже не раз обсуждали его вместе, встречались по этому вопросу с коллегами. Эта работа продолжается, и сегодня у нас есть возможность обсудить все аспекты максимально открыто и профессионально».
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Абхазии, представитель Президента в НС Дмитрий Шамба: «Необходимо обеспечить гарантии и не допустить излишнего усложнения системы. Позиция Президента Абхазии остаётся неизменной — Фонд инвалидов Отечественной войны народа Абхазии, созданный Указом Президента, не планируется упразднить или объединить с другим фондом. Этот вопрос вообще не стоит. Реорганизации в сторону ухудшения не будет, потому что изначально закладывалась такая модель функционирования Фонда, которая с каждым годом совершенствуется, чтобы вопросы ветераны решали сами — коллегиально. Речь идёт о попытке выстроить работающий механизм, при котором средства, предназначенные для лечения и поддержки ветеранов, действительно доходили бы до них — независимо от обстоятельств».
Единый социальный налог предусматривает установление единого соцналога вместо взимания обязательных платежей в доходы пяти внебюджетных фондов – Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования и охраны труда, Фонда медстрахования, Фонда репатриации, Фонда инвалидов Отечественной войны народа Абхазии.
· Уменьшение налоговой нагрузки и стимулирование деловой активности за счёт снижения ставки с 20 до 18%;
· Отмена отчислений 1% от зарплат работников;
· Уменьшение нагрузки на индивидуальных предпринимателей с 9,5% до 5%;
· Создание условий для пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей;
· Упрощение администрирования и расчётов налогоплательщика с бюджетом;
· Выравнивание условий для государственных и негосударственных организаций.
Дмитрий Шамба сообщил, что для более детального изучения законопроекта и снятия всех вопросов, вызывающих сомнения, Президентом Бадрой Гунба будет создана рабочая группа с участием представителей всех внебюджетных Фондов, ветеранов ОВНА, всех заинтересованных ведомств.
Дмитрий Шамба подчеркнул, что каждый из Фондов выполняет важную задачу — в частности, Фонд медицинского страхования, который обеспечивает лекарственную поддержку 700 онкологически больным гражданам Абхазии.
Вместо уплаты множества отдельных взносов налогоплательщики делают один платёж, который затем автоматически распределяется по соответствующим внебюджетным фондам.
Введение единого социального налога в Абхазии способно существенно улучшить социально-экономическую ситуацию. Оно призвано решить проблему задолженностей перед фондами — такими как Пенсионный фонд — и обеспечить стабильное финансирование ключевых социальных направлений, включая поддержку инвалидов и ветеранов.
При этом сохранение и эффективное управление фондами остаётся безусловным приоритетом. Проект не отменяет их распределительные функции, напротив — он укрепляет их роль, предоставляя большую гибкость в управлении ресурсами.
Важно, чтобы процесс реформирования был инклюзивным. Необходимо привлекать к обсуждению всех заинтересованных участников — профильные министерства, представители фондов и бизнес-сообщества. Это позволит учесть все позиции и выстроить справедливую и работоспособную систему.
Если всё будет реализовано грамотно, мы получим более эффективную систему социального обеспечения, сможем сократить уровень теневой занятости и повысить эффективность налогового администрирования. А в конечном итоге — обеспечить гражданам более качественные и доступные социальные услуги».