Апсадгьыл-инфо, 12 декабря 2024 г.  


Руководство Театра имени Фазиля Искандера объявило, что победителем трехдневной режиссерской лаборатории «Сандро» по абхазской литературе стал эскиз по рассказу Джумы Ахуба «Земляника» в постановке Дениса Хусниярова. Театр проведет переговоры с режиссером о возможности назначения премьеры спектакля  на февраль 2025 года.


О том, какие эскизы спектаклей по произведениям абхазских авторов были представлены на лаборатории, почему победила «Земляника» и какие мнения высказывались театральными критиками и зрителями на обсуждении, в материале Амры Амичба.


Театральное путешествие по произведениям абхазских писателей обещали зрителям в этом году организаторы режиссерской лаборатории «Сандро» в РУСДРАМе. И оно состоялось, и длилось почти шесть часов — с 16 часов и до поздней ночи в Театре им. Искандера показывали эскизы по произведениям Фазиля Искандера, Шалодии Аджинджал и Джумы Ахуба.


В работе лаборатории были задействованы 4 российских режиссера и почти 40 актеров — помимо актеров труппы на сцену вышли студенты Абхазской студии Высшего театрального училища им. М. Щепкина, которые через три года пополнят ряды искандеровцев.


Показы эскизов


Эскиз по рассказу «Тали — чудо из Чегема» из романа «Сандро из Чегема» зрители увидели первым. Ставил его режиссёр Иван Рябенко. По стилистике он оказался близок к полюбившемуся зрителям спектаклю «Софичка» (но по содержанию со счастливым концом). И здесь был рассказчик, который вёл героев и зрителей по череде различных событий в жизни героини.




«Тали — абсолютно твоя роль! — обратилась на обсуждении к актрисе Лоиде Тыркба театровед Светлана Корсая. — Я очень люблю этот образ и именно такой ее себе и представляла». Она выделила и игру студента «Щепки» Александра Габлия в роли Баграта, отметив, что хорошо прочувствованы роль и образ.


Действительно, кастинг актрис на ведущие роли был стопроцентный во всех эскизах. На роль Адицы в эскизе по повести Шалодиа Аджинджал «В ночь новолуния» была утверждена Лана Гергия. Обе актрисы в образах были словно продолжением самих себя: Лоида-Тали озорная девушка-подросток, жизнелюбивая, искренняя и открытая, Лана-Адица скромная и трепетная, про таких абхазы говорят «боится смять траву, на которую ступает».


«Перефразируя Достоевского, считаю, театр спасет мир, а не красота. Столько любви к Абхазии в произведениях Искандера. Это Библия о достоинстве человека, о любви к родине. Его будут читать и ставить везде и всегда», — сказала куратор режиссерской лаборатории «Сандро» Ольга Никифорова, напоминая о том, что в предыдущие годы по итогам лаборатории в репертуаре театра появились спектакли «Рассказ мула старого Хабуга» и «Пастух Махаз».


Постоянная зрительница РУСДРАМа Диана Колмогорова отметила, что на режиссёрских лабораториях «Сандро» интересно наблюдать за тем, как погружаются российские режиссёры в материалы Фазиля Искандера об Абхазии.




«РУСДРАМ — любовь всей моей жизни. Когда пришла эра Ираклия Хинтба, совершенно изменилось всё. Третья лаборатория «Сандро», где стараются встряхнуть всю мощную махину Фазиля не монументальностью, а живостью. Традиции и сохранение традиций — это не поклонение пеплу, а передача огня. На лабораториях смотришь, как Фазиль трансформируется через режиссеров со стороны, как у них интересно получается погружаться», — заметила зрительница.


Эстетически красивым назвали эксперты второй эскиз «Море внутри» по рассказу Искандера. А за сценографию, режиссёр Андрей Сидельников сам назвал его «эко-спектаклем». Оказалось, что реквизиты и предметы сценографии актеры приносили с берега — это и коряги, сетка, ракушки, камушки, даже курительная трубка. Ничего специально не изготавливалось, вреда окружающей среде не нанесли, сказал он.


Зрители отметили красивый свет в постановке. Автор световой партитуры во всех лабораторных работах художник по свету РУСДРАМа Илларион Пасания.


«Буквально за 30 минут записали такой свет. «Будет всё красиво!» сказал Илларион и вот результат», — рассказал режиссёр.


Театральному критику Татьяне Цветковой понравилась идея девушки-море и взаимодействие главного героя с ними. А в целом, по словам экспертов, получилась «трогательная, сентиментальная история, произошедшая в городе, где даже волны знают тебя по имени».


Журналист Элеонора Когониа выделила игру актера Эмиля Петрова в главной роли. «Любой театр мечтал бы о таком актёре!» — сказала она.




«Продуктом на экспорт», которым можно знакомить с национальной драматургией, назвали эксперты третий эскиз «В ночь новолуния» по повести Шалодии Аджинджал. Знакомое многим зрителям, обучавшимся в абхазских школах, произведение обрело звучание на русском языке, и даже обросло текстом. Инсценировку делала сама режиссёр Ирина Кондрашова. Возможно, чтобы постановка была понятна не только местной публике, для усиления противостояния абхазских сословий крестьян и дворян в старину и невозможности брака между ними в инсценировку введены цитаты из «Ромео и Джульетты» Шекспира. В какой-то момент Адица и Аляс говорят словами Джульетты и Ромео. Понятный и принятый режиссёрский ход. Например, в спектакле «Пастух Махаз» режиссёр Олеся Невмержицкая ввела диалоги Сократа с Феодосием и Навеем из «Рукописи, найденной в пещере» Искандера, чтобы вербализировать мысли молчаливого Махаза.


Больше всего бурных аплодисментов прозвучало в конце эскиза «В ночь полнолуния» (позже, как показали итоги зрительского голосования, и больше голосов набрал он). Сердца зрительниц были покорены уже тем, что на сцене в одной постановке играл самый брутальный состав — заслуженный артист Абхазии Осман Абухба, актёр Руслан Жиба, возмужавшие студенты Давид Цулукия (зрители помнят его по главной роли в фильме «Детство Чика»), Ираклий Делба, Руслан Иванов. Глаз не оторвать от молодых людей в черкесках и папахах. А сама трагическая история, показанная и сыгранная также при участии хрупкой актрисы Ланы Гергия, не смогла оставить равнодушными большинство зрителей.


«Надо брать!» — сказал зритель, Герой Абхазии Батал Кобахия, ратуя за появление на театральных подмостках всё большего числа постановок по произведениям абхазских авторов. Эту же фразу он повторил после просмотра эскиза «Земляника» по рассказу писателя Джумы Ахуба. Но обо всем по порядку.


Победитель лаборатории


После просмотра трёх первых эскизов было ощущение ожидания — ожидания чего-то новаторского, что всегда рождается на таких режиссёрских лабораториях в РУСДРАМа. И последний, четвёртый, эскиз «Земляника» «выстрелил»! Эксперты единогласно проголосовали за него.


Театровед и театральный критик Мила Денева сказала о том, что эскиз ломает шаблоны о представлении о национальной драматургии.




«Для меня смелость эскиза в том, как он идёт по пути слома ожидания и минус штампы. В эскизах лаборатории мы шли от театра зрительского комфорта, эскизы, которые иллюстрируют текст к театру зрительского развития, обновления инструментов смотрения. Может быть национальная драматургия без национального костюма? Может. А может текст быть цепким для зрителя, если актёр в статике? Может. Форма, свойственная современной драме, вдруг появляется в национальной литературе, чего совсем не ожидаешь. Несовпадение того, что мы слышим, с тем, что мы видим, и случается максимальное включение зрителя в происходящее на сцене. Главная ценность этой работы для меня в том, что при выходе из зала мне захотелось позвонить маме», — сказала Мила Денева.


Критик также обратила внимание на публику РУСДРАМа.


«Коллективный портрет публики даёт очень многое понять о театре. Перед началом у входа в театр я наблюдала зрителя очень стильного, лаконичного, современного, одетого так, как в моем представлении выглядит интеллектуальная элита. Никто не приезжает посмотреть национальную драматургию в национальном костюме».


В эскизе «Земляника» играют заслуженные артисты Абхазии Наталия Папаскири и Рубен Депелян, актрисы Марина Скворцова, Мадлена Барциц, Ирина Делба.


Режиссёр-победительница прошлогодней лаборатории «Сандро» Олеся Невмержицкая отметила мастерство артистов труппы РУСДРАМа, которым подвластны разные способы существования на сцене, предлагаемые совершенно разными режиссерами, которые ставят спектакли в Театре им. Искандера.


Спустя несколько дней после завершения лаборатории руководство Театра им. Искандера приняло решение о том, какой эскиз станет репертуарным спектаклем в новом театральном сезоне:




«Лаборатория — это, в первую очередь, возможность для риска и эксперимента. Режиссеры старались нестандартно подойти к абхазскому материалу, искали новые ходы и решения, и кому-то это удалось вполне убедительно, кому-то, возможно, не хватило времени, чтобы «дожать» эскиз до искомого результата. Были представлены очень достойные работы, некоторые из них могут быть хоть завтра приняты к доработке до полноценных спектаклей. Учитывая мнение зрителей и экспертного совета, из соображений эксклюзивности и актуальности выбранного материала, современности и стилистического совершенства художественного решения, неожиданных и точных актерских проявлений, а также ввиду задач репертуарной политики принято решение объявить победителем режиссёрской лаборатории «Сандро» эскиз «Земляника» Джумы Ахуба в постановке Дениса Хусниярова».


Всегда удивляло, почему некоторые постановщики считают, раз абхазская тема и абхазский автор, то обязательно это национальные танцы, песни, черкеска, бурка, длинные косы и старинные наряды. Режиссёр Денис Хуснияров в эскизе «Земляника» показал, каким современным может быть абхазский автор. Здесь нет всего выше перечисленного антуража, здесь только текст писателя, великолепная режиссура и впечатляющая игра актеров — лишь голосом при минимализме их действий (где один жест каждого характеризует его персонажа). Такого воплощения абхазской литературы в театрах Абхазии ещё не было.




«Эксклюзивнейший материал! Джума Ахуба с ультрасовременным текстом на театральной сцене — ну, где еще такое может быть, кроме как у нас. И на любом фестивале это оценят, и зрителя это должно заинтересовать. Спектакль о том, как потеря корней, превращение в безвольного обывателя разрушает человека, затронет чувства и мысли каждого из нас, и заставит удивиться — вот он какой, Джума Ахуба, оказывается, писал про нас сегодняшних, — сказал гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба, объясняя, чем было вызвано решение о победе эскиза «Земляника». — Актерские работы удивительные в этом эскизе. Смотришь на их и восхищаешься про себя: вот какими мы можем быть, вот как могут наши играть — как идеально настроенные инструменты в оркестре. Непривычная форма постановки, новая для нашего театра эстетика. Все укладывается в кредо РУСДРАМа: мы всегда разные, мы всегда удивляем, мы для разного зрителя, мы открываем новые горизонты».


P.S. «Иутаххеит адзын ацыцындра» (в переводе с абх. «захотел зимой землянику», именно это изречение и обыгрывается в рассказе Джумы Ахуба) говорят абхазы о том, кто пожелал получить невозможное. Судя по решению руководства РУСДРАМа, у зрителей театра будет своя «Земляника» зимой.


Амра Амичба.





Источник: apsadgil.info/