
1 октября в Абхазии вступил в силу закон «О кадастре недвижимости», который ввел новую систему учёта и регистрации прав на недвижимость. Первые три недели её применения выявили ряд сложностей технического и кадрового характера, что привело к замедлению процессов нотариального заверения прав на недвижимость.
6 октября сложившуюся ситуацию обсудили в Парламенте, где пришли к выводу, что главная причина проблемы — неподготовленность исполнительной власти к реализации закона. Однако в том, что он необходим, сомнения не высказывались. О том, как сегодня функционирует новая система учёта и регистрации прав на недвижимость и как удалось справиться с возникшими сложностями, рассказал корр. Апсныпресс директор Государственной кадастровой палаты Темур Сангулия.
— Темур Бесланович, дайте, пожалуйста, пошаговую инструкцию гражданам, которые решили совершить сделку с недвижимостью.
— Для совершения операции с недвижимостью гражданину следует сначала обратиться к нотариусу. Он проанализирует его конкретную ситуацию и даст список документов, которые необходимо собрать. С этим пакетом документов гражданин приходит в Кадастровую палату, подает заявление, которое сотрудники обрабатывают и предоставляют нужные материалы, например, выписку. Если документов не хватает, мы даем гражданину инструкции, как и где можно получить недостающие справки. Таким образом, нотариус и регистрирующий орган проводят взаимный инструктаж для максимального удобства граждан.
— Что изменилось в работе Кадастровой палаты после обсуждения принятого закона в Парламенте?
— Мы смогли почти в два раза увеличить штат сотрудников, которые обрабатывают заявления и проводят кадастровые работы. На данный момент к нам обратились около 300 человек. Часть из них уже получила выписки, другие – поставлены на учет. Главное – есть понимание того, что откладывать вступление в силу закона из-за проблем на первом этапе нецелесообразно.
— Почему?
— Во-первых, работу по внедрению новой системы учёта в любом случае придется проводить, и никакая отсрочка этого не изменит. Во-вторых, реализация этой системы дает возможность накопить важнейший опыт её применения.
— Какие проблемы были вскрыты на первом этапе?
— В основном это недочеты в документах и вопросы к применимости подзаконных актов. Одна из острых сложностей — недостаточное информирование нашего населения о проводимых преобразованиях, поскольку многие не пользуются интернетом и не смотрят ТВ. В результате мы столкнулись с искусственным ажиотажем. Граждане, которые не планировали совершать сделки с недвижимостью, стали в спешном порядке обращаться к нам за услугами. Сейчас ситуация нормализовалась. Мы работаем хоть и в напряженном режиме, но стабильно.
