Апсадгьыл-инфо, 30 сентября 2024 г.  


30 сентября 1993 года Абхазская Армия освободила страну от грузинских войск. Завершилась война с Грузией, которая длилась 413 дней.


16 сентября 1993 года Вооруженные Силы Абхазии перешли в наступление. Войска Восточного фронта в тяжелых боях, заблокировав трассу Очамчира — Сухум, исключили всякую возможность оказания помощи сухумской вражеской группировке войск.




Войска Гумистинского фронта прорвали глубокоэшелонированную оборону противника и окружили сухумскую группировку войск. 27 сентября абхазские войска освободили Сухум. 12-тысячная сухумская группировка врага была разбита. 29 сентября произошла историческая встреча войск Гумистинского и Восточного фронтов у Кодорского моста. Преследуя противника с боями, бойцы Абхазской армии 30 сентября 1993 года вышли на государственную границу с Грузией и водрузили у ингурского моста абхазский флаг. Завершилась Отечественная война народа Абхазии.


Освобождению Абхазии предшествовали июльская и сентябрьская операции Вооруженных сил Абхазии.


15 июля 1993 года части и подразделения Восточного фронта приступили к осуществлению плана операции «Икс». Войска Восточного фронта, завладев важнейшими стратегическими высотами, получили возможность контролировать часть Галского района. Дальнейшее наступление Абхазской Армии на северо-западную часть Сухума было приостановлено в результате вмешательства руководства России. По их инициативе было подписано трехстороннее Сочинское соглашение, предусматривавшее вывод грузинских войск из Абхазии. Через полтора месяца после подписания соглашения, выяснилось, что грузинские войска не будут выведены из Абхазии.


Генштаб Вооруженных сил Абхазии разработал в обстановке строжайшей секретности план операции по освобождению Сухума и всей оккупированной территории Абхазии. Он был разработан министром обороны С. Сосналиевым и начальником Генштаба С. Дбар. Разработка плана проходила под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными силами В. Ардзинба.




О ней позже С. Дбар рассказывал: «В принципе мы добились внезапности. Эта операция отличалась от предыдущих. Если раньше, определив направление главного удара, мы сразу же выводили на передний план технику группировки, то сейчас же до наступления на линию соприкосновения выводили только командиров бригад, и задача, которая ставилась перед ними, была конкретной, без раскрытия общего замысла наступления. После этого каждый командир вместе с теми, кто возглавлял отдельные подразделения, должен был изучить обстановку в глубину, по заданному ему направлению. И артиллерия выводилась на огневые позиции только с началом наступления. Атака началась без предварительной, как бывает в таких случаях, артиллерийской и авиационной подготовки. Просто каждое подразделение выходило на свое место и бесшумно убирало наблюдательные посты».


Таким образом, в середине сентября по причине того, что абхазы, исчерпав все другие методы, вынуждены были военной силой заставить противную сторону выполнить подписанные соглашения, возобновились широкомасштабные боевые действия.


Уже после войны президент Адыгеи Аслан Джаримов также отмечал, что «ничего другого абхазской стороне не оставалось, как только самим же защищать свои права и бороться за освобождение своей республики».




Об этом же свидетельствует и телевизионное обращение В. Ардзинба к народу накануне Сентябрьской наступательной операции, в котором, в частности, было сказано: «Я обращаюсь к каждому гражданину нашей страны! Последние события показывают, что наступил критический час для нашей Родины. Грузинское руководство, которое не желает прекращения войны, строгого соблюдения Сочинского Соглашения, объявило всеобщую мобилизацию. В этих условиях мы обязаны все, как один, встать на защиту нашей священной Родины!».


Содержание обращения Владислава Ардзинба не оставляло сомнений относительно дальнейшего развития событий. Абхазская сторона была поставлена перед необходимостью предпринять шаги по изгнанию оккупантов до наступления зимы. Учитывая суровые условия этого времени года и ограниченность ресурсов жизнеобеспечения у Абхазии в условиях войны, выдержать ей еще одну военную зиму было бы неимоверно тяжело. Это обстоятельство, думается, было одним из моментов, определивших время начала абхазского наступления.


Использованы материалы: «Грузино-абхазская война» В. Пачулия и «Отечественная война (1992-1993 гг.). Вопросы военно-политической истории Абхазии» А. Авидзба.


 





Источник: apsadgil.info/