Кадастровая палата Абхазии: проблемы и решения

В августе нынешнего года газета «Республика Абхазия» сообщила о том, что в рамках 20-го заседания Межправительственной комиссии по социально экономическому сотрудничеству между Россией и Республикой Абхазия было принято решение о том, что Росреестр будет оказывать содействие ГУ «Государственная кадастровая палата» РА в проведении инвентаризации и кадастровой оценке объектов недвижимости.

Комментируя это решение, директор Кадастровой палаты Республики Абхазия Тимур Сангулия в интервью корреспонденту газеты «РА» сообщил следующее:

– Работы по инвентаризации и кадастровой оценке объектов недвижимости намечены на 2026 год. Под данные работы подпадает только узкий круг объектов недвижимости (приоритетные). Устанавливать, что подпадает под критерий приоритетных объектов недвижимости, будет абхазская сторона. На сегодняшний день в число приоритетных объектов подпадают государственные и муниципальные объекты недвижимости, земельные участки, в первую очередь выделяемые под коммерческую деятельность, нежилые объекты недвижимости, используемые для коммерческих целей, данный список будет уточняться. В то же время объекты индивидуального жилого строительства не попадают в данный процесс, с ними будет проводиться работа в заявительной форме.

На сегодняшний день мы занимаемся подготовительными работами к запуску учётно-регистрационных и кадастровых работ: создаём автоматизированную информационную систему кадастровой недвижимости, проводим работы по Инвестпрограмме, в рамках которой разрабатывались законодательные акты, подзаконные нормативы, модуль кадастровой оценки, проводим инвентаризацию адресного реестра. Всё это создавали мы практически с нуля по материалам БТИ городов и районов, в основном в 2021– 2022 годах. До этого не делалось ничего: не было единых карт, чёткого понимания и возможности быстро и оперативно менять адреса. Сейчас у нас есть такая возможность, мы будем связываться с руководителями населённых пунктов, будем привлекать глав районных администраций, чтобы совместными усилиями сделать адресную систему там, и все это быстро и эффективно. Потом предоставим им материалы, которые они смогут утвердить либо скорректировать в соответствии со своими пожеланиями. Что касается кадастровой части, то мы сделали архив из правоустанавливающих документов, материалов БТИ. Карты по всей территории Абхазии собирали с каждого района, с каждого пункта, где какие могли найти, – более 2500 карт. Это и планы БТИ, землеустроительные, топографические, военные планы, схемы. Мы получили большой объём информации об адресации, о наличии объектов недвижимости, о границах районов, населённых пунктов и местоположений. Множество разных объектов, в том числе и линий электропередач, подземных коммуникаций. Хотя данные требуют постоянного обновления, потому что со временем они очень сильно устаревают. И чем дальше, тем больше эти карты становятся менее функциональными. Сейчас у нас есть архив данных по правоустанавливающим документам 2022 года. То есть он, конечно же, за два года претерпел небольшие изменения. Но мы его быстро обновим и сможем нормально функционировать с ранее учтённой информацией. Это будет осуществлено в 2026 году.

Работу мы начали с 1 октября. И тут, конечно, большой объём учётно-регистрационных действий – то есть приём заявок на переучёт и перерегистрацию объектов и определение их кадастровой стоимости.

Российское содействие в этом вопросе – это прекрасная возможность получить не только техническую, но и методическую помощь от Росреестра. В рамках этой работы будет оказываться и профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов, Росреестр в этом вопросе имеет 25-летний опыт. Нельзя его отклонять, это было бы с нашей стороны безрассудно. Более того, мы считаем, что это прекрасная возможность для нас начать кадастровую работу не с нуля, а с большого объёма данных, которые они позволят нам совместными усилиями собрать. То есть система кадастровой недвижимости устроена так. Чем больше материалов и данных есть в реестре недвижимости, тем более эффективно он работает и тем более качественные услуги по учётно-регистрационным действиям можно будет оказывать гражданам. В данном случае российские коллеги будут оказывать именно техническую и методическую помощь. В первую очередь они нам помогут в обновлении картографической основы. Это аэрофотосъёмка территории, которая была произведена в 2014 году. Она как бы по нормам уже устарела и не отражает реальность. Новая аэрофотосъёмка позволит провести большую часть инвентаризационных работ. Эта помощь, думаю, будет бесценна для нас.

 

Однако сегодня появилось много недовольных людей, которые пишут письма в разные инстанции с жалобами на то, что они не могут получить документы по сделкам купли и продажи недвижимости, по приватизации объектов, актов дарения. Газета вновь обратилась к директору Кадастровой палаты Тимуру Сангулия с тем, чтобы он прояснил ситуацию. Он сообщил следующее:

– Надо понимать, что Кадастровая палата работает всего один месяц. И говорить о том, что мы с чем-то справляемся или не справляемся, преждевременно. За один месяц наладить работу физически невозможно. Ни одно ведомство не запускается, так сказать, с переключателя – нажали кнопку и запустилось. Так не бывает. Наладить работу Кадастровой палаты – сложный и долгий процесс. Это механизм поэтапный, со специальными регистрационными и учетными действиями.

Сам закон ждал регистрации 20 лет, с 2006 года. Кадастровую тему подняли в 2011 году. Закон начали писать на основе концепции с 2014 года. Он был написан в 2019 году, затем прошел четыре раза через все министерства, аппарат Президента, еще целый год находился в Парламенте, и после этого сейчас в него еще вносятся поправки разного рода.

Необходимо большое терпение и время, чтобы мы просто физически наловчились делать быстрее ту же работу, которую уже делаем. Знание и опыт – комбинация идеальная. Мы будем рады, если сотрудники БТИ придут к нам на работу. Может быть, сегодня есть какое-то недопонимание между нами, но его можно со временем нивелировать. Мы работаем не только с БТИ, но и с городскими и районными отделами приватизации, землеустройства, архитектуры, Госкомимуществом. Только практика может показать, как нам нужно работать.

Что касается всех возникших сложностей, в основном это связано с большим количеством обращений к нам: получение справок на наличие земельного участка или домовладения, архивных данных из материалов БТИ, справок для купли-продажи недвижимости, вступления в наследство, дарения и иные документы, которые требуются. Некоторые из них мы не могли предоставить, потому что у нас не было доступа к архивным материалам до первого ноября. Как только доступ появился, мы начали выдавать выписки: более 130 уже выдано, более 50 материалов по земле уже готовы.

Кто-то привык делать документы за пять минут, но в данной ситуации так не получится. В настоящее время идет реформа, и она требует времени, чтобы мы перестроились. Чтобы поставить на учет здание, требуется час, два часа, иногда весь день. Когда в апреле зашёл разговор о Кадастровой палате, кто-то по незнанию, кто-то из соображений собственной безопасности начал обращаться в БТИ за документами. У них накопился большой объем работы. Штат кадастровых регистраторов только наполовину укомплектован. Нам нужны еще и опытные юристы со стажем. У нас есть возможность ежегодно проводить подготовку, переподготовку, переквалификацию кадров в специальных вузах России на базе ПКК «Роскадастра», где обучают именно геодезистов, картографов, кадастровых инженеров, специалистов-айтишников. Что касается юристов, то они будут проходить обучение и переподготовку на базе АГУ по гражданскому, земельному и кадастровому праву. Таким образом, кроме академического обучения, необходим и опыт, который нельзя заменить просто знанием. Каждый день работы дает определенный объем знаний и умений, понимание того, где что искать, как с этим работать и как воспринимать те или иные данные, а также выявлять поддельные документы.



Источник: gazeta-ra.info/